|
logopedivashova.ucoz.ru |
 |
Пересказики
На данной страничке мы предлагаем вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. Тексты должны быть доступны ребенку по своему содержанию и форме изложения, поэтому на начальном этапу нужно использовать короткие рассказы. Если у вашего ребенка уже есть опыт пересказа то, используйте детские рассказы и детские сказки.
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.
Далее расположен перечень коротких рассказов, которые можно использовать для пересказа. В конце каждого рассказа приведены вопросы по его содержанию и упражнения.
Как Саша первый раз увидел самолет |
|
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

а) Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
б) Подобрать определения к словам:
весна (ранняя, поздняя, теплая);
самолет (большой, красивый, серебристый);
лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
в) Объяснить значение сложного слова самолет; привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
г) Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.
|
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

а) Ответить на вопросы:
Какое наступило время года?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?
б) Объяснить значение словосочетаний:
деревья голые;
кругом снег лежит;
звери спрятались в норы.
в) Подобрать эпитеты к словам:
снег (какой?) — белый, мягкий, пушистый, легкий;
коньки (какие?) - железные, острые, детские, блестящие;
лыжи (какие?) — желтые, деревянные, детские, короткие.
г) Повторить, кто где живет:
медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.
Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

а) Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега? Сколько они сделали комков? Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки?
Что сделали потом?
Что надели бабе на голову?
б) Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).
Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
А.Саврасов "Грачи прилетели"

а) Объяснить значение словосочетаний: гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.
б) Ответить на вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?
в) Образовать множественное число от следующих существительных.
грач - грачи
гнездо - гнезда
сук - сучья
корень - корни
птенец - птенцы
дерево - деревья
ствол - стволы
пень - пни
г) Закончить предложения:
На дереве гнездо, а на деревьях ... (гнезда).
На ветке сук, а на ветвях ... (сучья).
В гнезде птенец, а в гнездах ... (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу ... (деревья).
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок.Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

Ответить на вопросы:
Какое было время года?
От кого пряталась бабочка?
Что помогло ей спастись?
Как можно назвать бабочку? (находчивой)
Пересказать рассказ.
Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг...)
Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка...)
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых колпачках, другие -- в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы изобразил он?
Видели вы их? Расскажите о них.
Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и идет мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

Д.Лёвин Дождь в парке
Объяснить значение словосочетаний:
желтеют листья,
моросит дождик,
исчезают цветы.
Рассказать, чем отличается осень от весны.
Какие птицы улетают в теплые края? Как называются такие птицы?
Образовать множественное число от существительных:
дерево — деревья,
лист — листья,
дождь — дожди,
ствол - стволы,
ветер - ветры.
Составить с этими словами предложения.
Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:
лист — желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
птицы - улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т.д.
Пересказать рассказ
Автор: Е.Чарушин |
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Ответить на вопросы:
Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем ее покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котенок?
Кошка какая?
Сытая, довольная, мурлычащая.
А котенок какой?
Маленький, играющий, фыркающий.
Пересказать.
Пересказать от лица кошки (Я кошка Маруська, у меня...)
Пересказать от лица котенка (У меня есть мама-кошка, зовут ее Маруська. Она...)
|
|
|
|
Рассказы - описания
Заяц
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро прыгает и бегает. Шкурка у зайца мягкая и теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе. Питается он корой деревьев, морковкой, капустой.
Кукла Маша
Это большая красивая кукла. У нее длинные, светлые волосы, голубые глаза, темные ресницы и брови. Одета Маша в красное шелковое платье с короткими рукавами, на воротничке платья вышиты цветы. На ногах у Маши белые носочки и розовые туфельки.
Кошка
У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда крадется за добычей. Кошка – домашнее животное, живет в доме человека, ловит мышей, крыс.
Лиса
У лисы длинная, узкая мордочка, небольшие глаза, чуткие ушки. Шуба у нее мягкая, теплая, рыжая, а хвост длинный и пушистый. На горлышке у лисы белый галстучек. Лиса хитрая, осторожная, она крадет в деревне кур, цыплят, петухов.
Белка
У белки маленькая мордочка, темные, как бусинки, глаза, цепкие лапки с коготками и пушистый хвост. Он помогает ей быстро и ловко перепрыгивать с дерева на дерево. Живет белка с бельчатами в дупле, запасает на зиму орехи, сушеные грибы и ягоды.
|
|
|
|
|