Среда, 27.11.2024, 15:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | О детской речи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Мои пожелания:
logopedivashova.ucoz.ru
Это важно!


Проблемы с речью:

На вопросы ответила Татьяна Ткаченко - логопед, заслуженный учитель России.


Когда в норме ребенок должен начать говорить слоги, слова, предложения? С чем может быть связана задержка речи, и какие надо принимать меры?



К 6ти месячному возрасту младенец начинает лепетать - повторять отдельные слоги (БА-БА-БА, МА-МА-МА). С каждой неделей этот лепет становится более разнообразным, малыш удлиняет звуки, изменяет их громкость, темп, эмоциональную окраску, по-своему комбинирует. Так готовится к речи его звуковосприятие и артикуляционный аппарат. Вскоре набор слогов напоминает контуры слов. Отдельные слова (названия предметов или действий) ребёнок говорит ближе к году. В полтора -два года появляются первые фразы.



Задержка речи вызывается биологическими (наследственные факторы, заболевания, травмы (родовые и т.д.) и социальными причинами (недостаток общения, эмоциональный дискомфорт). Чтобы малыш не молчал, активнее набирал словарь, показывайте ему яркие, привлекательные игрушки, доставайте их из мешочка, прячьте за спину, пусть они скатываются с горки, падают в кроватку, подпрыгивают и пр. Эмоционально называйте игрушки и все действия с ними. Полезно одно слово произносить в разных комбинация. Например: вот какая УТОЧКА! УТОЧКА идёт топ-топ. Ой, упала УТОЧКА. Нету УТОЧКИ, спряталась! А где наша УТОЧКА? и пр.



Играйте и общайтесь с малышом в манеже, в кроватке, в ванночке, но проговаривайте ситуацию, объясняйте происходящее, чтобы слово имело конкретную привязку. Во время слушания стихов и песенок годовалый малыш улавливает интонацию, мелодику, но не содержание речи.



А когда ребенок должен говорить чисто и внятно? Сколько это обычно занимает времени - между тем, что понимают только родители и членораздельной речью?



В русском языке 42 звука, неодинаковых по сложности их восприятия и произнесения. Правильным произношением малыши овладевают постепенно, в течение 2х-4х лет. Вначале заменяют «трудные» звуки (Р,С,З,Ц,Ш,Ж,Ч) более простыми (М,Н,Т,ЛЬ,К,СЬ,Й), сокращают количество слогов в слове и т.п. До 3-4 лет эти явления нормальны. Но примерно к 4,5 годам все звуки родного языка ребёнок может произносить правильно. Для этого необходимы следующие условия: психологическая зрелость (внимание, память, логическое мышление и пр.), способность различать все звуки речи на слух (фонематическое восприятие), слаженная работа мышц артикуляционного аппарата. Если в любом из указанных направлений имеются сбои, то дефекты произношения сохранятся дольше обычного, и для их исправления потребуется помощь логопеда.



Родители часто сюсюкают с детьми, влияет ли это на развитие их речи?



Как бы забавно и трогательно не сюсюкал малыш, от родителей он должен слышать только правильные, произносительно чёткие образцы речи: МАШИНА, а не БИ-БИКА, ШОКОЛАДКА а не СЯКАЯКА и пр. В противном случае можно не только задержать, но и нарушить речевое развитие ребёнка.



А что значит, когда ребенок может говорить хорошо, но иногда начинает коверкать слова или путать звуки?



Возможно это не случайные ошибки, а сознательная игра. Поиграйте и вы с ребёнком. Например, показывая на вешалку, спросите с хитрой интонацией: это ВЕСАЛКА? ВЕШАРКА? Или ВЕШАЛКА? И т.п. Пристальное внимание к звуковому составу слова в любом случае пойдёт на пользу малышу.



Что такое заикание? Почему оно появляется неожиданно и нужно ли лечить, если оно проявляется непостоянно?



Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, вызываемое судорожным состоянием мышц речевого аппарата (дыхательных, голосовых, артикуляционных). Появляется заикание не сразу, а на стадии формирования фразовой речи, то есть от 2х до 4х лет. Проявляется заикание волнообразно: то усиливается, то затихает. Если появившиеся запинки в течение 2х месяцев не исчезли, да ещё усилились, то, не теряя времени, обращайтесь к психоневрологу, Помните, что одними занятиями с логопедом, без медицинского воздействия, этот стойкий, рецидивирующий дефект исправить очень сложно.



Какие звуки самые сложные и когда надо обращаться к специалистам за помощью?



Самыми произносительно сложными в русском языке являются шипящие звуки ( Ш,Ж, Ч, Щ) и звуки Р, РЬ. Если к 4-5 годам малыш всё ещё неверно их говорит, пора обращаться к логопеду. Затяжки с исправлением произношения помешают усвоению ребёнком чтения и письма. Говоря СТОЛА вместо ШТОРА, ребёнок так и напишет!



Что делать, если ребенок в разговоре очень торопится и проглатывает слоги или слова?



В таких случаях постарайтесь доступно объяснить малышу, что его быструю речь вы не понимаете. Вот когда он говорит не торопясь, громко, чётко, тогда вам всё понятно!



Мешает ли соска развитию речи?



Когда малыш в течение дня подолгу сосёт соску и продолжается это после 6ти месячного возраста, у него формируются дефекты прикуса. Они, в свою очередь, искажают произношение звуков. Продолжительное (около года) использование соски тормозит психическое развитие ребёнка, мешает его полноценному дыханию и, что очень важно, общению с родителями. Когда малыш беспокоен или плачет, поговорите с ним ласково, отвлеките, спойте песенку, постарайтесь вызвать его ответную реакцию: улыбку, движения рук, лепетание. Для общего, для речевого развития малыша это гораздо лучше, чем занимать его рот и внимание пустышкой.



Есть ли какие-то врождённые препятствия для нормального произношения, например, короткая уздечка языка?



Да, таких «механических» препятствий немало: укороченная уздечка, расщепление твёрдого нёба, утолщенный язык, высокое (готическое) небо, дефекты прикуса и др. Некоторые можно исправить с помощью упражнений, для других потребуется специальные устройства (брекеты, обтураторы), возможно и хирургическое вмешательство. Целесообразность и степень воздействия должен определять только специалист.



Как по развитию речи можно заподозрить аутизм, как развивать речь таким детям?



Прежде всего, нужно знать, что аутизм – это полное погружение в мир собственных переживаний, потеря контакта с действительностью, утрата интереса к реальности, то есть серьёзное нервно- психическое расстройство. Поэтому, прежде, чем ставить такой диагноз самостоятельно, обязательно сходите к специалистам, лучше к нескольким. Выслушайте и суммируйте их мнение. Помните, что недостаточная речевая активность ребёнка или даже серьёзные затруднения в общении - далеко недостаточные признаки! В том случае, если диагноз сомнению не подлежит, советую пользоваться рекомендациями узкого специалиста в этой области, а не обычного логопеда.



Почему некоторые близнецы начинают говорить в разное время?



Близнецы могут быть как однояйцевыми (развившимися из общей яйцеклетки), так и разнояйцевыми (выросшими из разных яйцеклеток). В последнем случае количество общих генов не превышает 50%, а значит, дети могут быть разными внешне, по полу и характеру, а также заметно отличаться по срокам речевого развития.



Какие временные нормы по речевому развитию у билингвов?



Ребёнку, который растёт в двуязычной среде (билингву), конечно сложнее, чем монолингву. Но прямой зависимости между количеством языков и сроками их усвоения нет! Они (сроки) определяются уровнями общего, психического, познавательного развития малыша. Если все показатели в норме, ребёнок обычно с лёгкостью и в те же сроки усваивает оба языка. Более того, двуязычие стимулирует умственную и речевую активность малыша, положительно сказывается на его математических, музыкальных и прочих способностях. Если же у ребёнка очевидна задержка речи, например, в 2 года он говорит всего несколько слов, то наличие в семье второго языка затормозит речевое развитие в 2,5 раза! Для таких случаев советую родителям в присутствии малыша и с ним общаться на одном языке.

Создать бесплатный сайт с uCozДля детского сада