Н. В. Нищева
БУДЕМ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО
Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения
Художник П. Благов
Санкт-Петербург «ДЕТСТВОПРЕСС»
ББК
74.3 Н717
Нищева Н. В.
Н717 Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с.
ISBN 5-89814-162-6
В пособии представлены упражнения для автоматизации и дифференциации тех звуков, произношение которых вызывает наибольшие трудности у детей.
Адресовано учителям-логопедам детских дошкольных образовательных учреждений и школьных логопедических пунктов, воспитателям детских садов, родителям детей, имеющих проблемы речевого развития.
Автор выражает искреннюю благодарность за помощь, поддержку и сотрудничество своему мужу Валерию Нищеву.
В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], [3], [3'], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р'], [Л], [Л']) и йотированных звуков.
Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности.
Речевой материал представлен в книге с учётом традиционного порядка автоматизации и дифференциации звуков. Каждый поставленный звук сначала автоматизируется в слогах различных типов, затем в словах и только потом в различных видах развёрнутой речи (в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных автоматизируемым звуком). С детьми, умеющими читать, представленные материалы можно не просто проговаривать, но и читать. Приступая к заучиванию стихотворных и прозаических текстов, необходимо отработать с ребёнком произношение слов, содержащих автоматизируемый звук.
Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях.
Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных или не автоматизированных звуков.
Приступая к работе над текстом, обязательно дайте ребёнку установку на то, что его речь должна быть чёткой, неторопливой, с акцентированным произношением автоматизируемого звука.
К дифференциации (различению) поставленного звука с другими звуками, сходными с ним артикуляционно и акустически, можно приступать только тогда, когда вновь поставленный звук произносится ребёнком правильно в любом звукосочетании. В этой работе следует опираться на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы. Последовательность и постепенность усложнения речевых упражнений при дифференциации звуков те же, что и при автоматизации: сначала различаем звуки в слогах, затем в словах, потом в предложениях, потешках, чистоговорках, стихотворениях, текстах, насыщенных дифференцируемыми звуками. Именно постепенность и последовательность обеспечивают затем дифференциацию звуков в спонтанной речи.
Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала, представленного в пособии в соответствующих разделах. Каждый раздел снабжён цветными сюжетными картинками, которые могут быть использованы как иллюстрации к текстам для автоматизации и дифференциации звуков или в качестве совершенно самостоятельного дидактического материала.
В
зависимости от этапа автоматизации вы можете использовать различные виды работы
по картинкам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты,
действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук.
Можно, используя традиционный приём, попросить ребёнка повторять текст за
взрослым, опираясь на иллюстрацию. Можно подготовить с ребёнком пересказ
текста. Ставя
задачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и
развивать творческие возможности ребёнка, можно упражнять его в составлении
предложений или рассказов по картинкам от лица любого из персонажей и т. п.
Завершают разделы подвижные игры и упражнения, использование которых будет способствовать введению поставленных и автоматизированных звуков в речевое общение.
Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребёнка.
В
пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а
также стихи, потешки и рассказы
автора.
Оглавление
От автора.................................................................................... 3
Автоматизация и дифференциация
свистящих звуков............................................................ .......... 6
Автоматизация и дифференциация
шипящих звуков....................................................................... 30
Дифференциация свистящих
и шипящих звуков.................................................................... 40
Автоматизация и дифференциация аффрикат................. 50
Дифференциация свистящих,
шипящих и аффрикат............................................................. 69
Автоматизация и дифференциация
сонорных звуков,..................................................................... 73
Автоматизация и дифференциация
йотированных звуков............................................................ 103
скачать книгу:
http://logopedivashova.ucoz.ru/097611_832A3_nisheva_n_v_budem_govorit_pravilno_di.doc