для звуков P, Р'
«Чьи
зубы чище?»
Цель.
Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание.
Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился
у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«Кто
дальше загонит мяч?»
Цель.
Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую
посередине языка.
Описание.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы
произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край
стола.
Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x,
т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Цель.
Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание.
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, совершая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«Индюк»
Цель.
Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким
передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык
от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом
убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл…
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«Барабанщики»
Цель.
Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать
кончик языка напряженным.
Описание.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам,
многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d... Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна;
работает только язык.
2. Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был
хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая
воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном
выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Приклей
конфетку»
Цель.
Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание.
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить
тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5 -
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый
указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет
закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
«Грибок»
Цель.
Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей
плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку
гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина
не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Цель.
Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.